Гичин Фунакоси и его стиль сётокан


Гичин Фунакоси   Одним из известнейших мастеров был школьный учитель Гичин Фунакоси, родившийся в 1869 году в городе Сюри. Фунакоси был человеком незаурядным, очень образованным, не чуждым литературного труда, но основное внимание уделял рукопашному бою. Именно по его инициативе группа мастеров на протяжении нескольких лет ездила по Окинаве с показательными выступлениями, в результате чего было создано множество школ. В 1917 году Фунакоси был приглашен для показательных выступлений в Бутоку – Всеяпонский центр боевых искусств, находящийся в Киото. А четыре года спустя, когда Окинаву посетил наследник престола Хирохито, в родном городе Фунакоси Сюри ему был устроен прием, в ходе которого состоялись показательные выступления. Наследник отнесся к ним весьма одобрительно.
   Но пока это были отдельные выступления. Но вот по инициативе министерства образования в 1921 году в Токио был организован фестиваль боевых искусств, на который был приглашен и Фунакоси, выступивший там в присутствии императорской семьи, военных и спортивных деятелей, в том числе профессора Дзигоро Кано, создателя дзюдо. Он предложил Фунакоси устроить выступления в своем центре дзюдо Кодокан.
   После этого японское общество начало всерьез интересоваться Окинава-тэ. Фунакоси получил предложение написать несколько работ по истории и методике своего искусства, что он и сделал, и его первая книга была прочитана самим императором. По многочисленным просьбам он основал группы и секции в университетах, компаниях, торговых центрах, в чем ему помогали многие окинавские мастера, переселившиеся в Японию. Так началось победное шествие Окинава-тэ по японской империи. А вскоре, примерно в 1930 году, термин Окинава-тэ был заменен на каратэ-дзюцу, или "искусство китайской руки" (иероглиф "кара" использовался для обозначения Китая и всего китайского).   В 1936 году, когда на Окинаве встретились представители нескольких стилей каратэ-дзюцу, они приняли решение заменить иероглиф "кара", обозначающий "китайский", на такой же иероглиф, только обозначающий "пустой" (в некоторых источниках указывается, что это была вынужденная мера, так как в то время отношения между Японией и Китаем были довольно напряженными, и в стране господствовала нелюбовь ко всему китайскому). Тогда же слово "дзюцу" было заменено на слово "до" ("путь") – тем самым Фунакоси, по чьей инициативе это было сделано, подчеркнул, что это не просто техника, а именно искусство, направленное, как и другие дзэнские искусства, на всестороннее совершенствование человека.
   Слово "пустой" имело как минимум пять значений: невооруженный; бесконечный, так как любое искусство не имеет границ и не имеет конца; свободный от предвзятых мыслей; чистый, незапятнанный, обладающий высокой моралью и нравственностью; совершенный (по буддизму пустота – сущность вселенной, "пустота – это форма, а форма – это пустота", "только пустая долина отражает звук" и т. д.).
   В том же 1936 году Фунакоси открыл свою школу, свой центр, получивший название Сётокан (Сёето – литературный псевдоним Фунакоси), где стал преподавать стиль, названный по имени школы (или наоборот – школа была названа по имени стиля).
   К тому времени окинавские мастера создали уже несколько стилей каратэ-до, основными из которых стали Сётокан, Сито-рю, Годзю-рю и Вадо-рю. Отличия их состояли в следующем.
   Стиль Сётокан был пригоден в основном для ближнего боя. В нем преобладают движения руками и глубокие, низкие стойки, которые лишают занимающегося возможности маневрировать. В бою ставка делалась на одно движение – мастер выжидал, пока соперник ошибется или раскроется, и, дождавшись, проводил удар, жизненно важный орган, а будучи нанесенным из низкой стойки, он обладал особой силой. Впоследствии сын Фунакоси Йоситака еще при жизни отца внес в стиль большое количество ударов ногами и блоков, но это лишь обогатило его технический арсенал, не повлияв на тактику.
   Стиль Сито-рю был создан в середине 30-х годов другом Фунакоси Кенва Мабуни (1893 – 1953), который назвал свой стиль по начальным иероглифам имен своих учителей – Итосу и Хигаонна. Стиль этот представлял собой нечто среднее между окинавскими стилями и Сётоканом, отличался жесткостью, большой мощью, резкостью и придельной концентрацией движений.
   Стиль Годзю-рю (в переводе – "сила и мягкость") был основан мастером Тёдзюном Мияги (1888 – 1953), учеником Хигаонна. Будучи человеком физически очень сильным, Мияги в своем стиле сделал основной упор на силу, жесткость, даже жестокость. Его характерные черты – высокие стойки, медленные, "тяжелые" движения, мощные проломные удары.
   Стиль Вадо-рю, или "путь мира" (создатель – Хиронори Оцука, 1892 – 1982, один из первых учеников Фунакоси), в отличии от предыдущих является стилем чисто японским, влияние китайской и окинавской техники в нем практически незаметно, тем более что ряд приемов заимствованы из джиу-джитсу. Он менее жесткий, чем Годзю-рю и Сито-рю, и ставка в нем делается не на силу, а на ловкость. Вместо тяжелых ударов и прямолинейных действий он предлагает обманные движения, финты и уходы.
   Свои основные черты эти стили сохранили до сегодняшнего дня, хотя и не могли за это время не измениться. Ведь каждый выдающийся мастер вносит в стиль что-то свое, трактует и преподает его по-своему (естественно, придерживаясь основного направления и классической базы), пляс свои изменения вносят национальные особенности каждой страны, где он развивается.
   Четыре перечисленных стиля считаются в каратэ-до основными, хотя уже в 30-х годах в рамках этих стилей было более сорока разновидностей, а сейчас их гораздо больше. Но подняться до уровня этих четырех стилей удалось лишь двум стилям Кёкусинкай и Кудо.
   Стиль Кёкусинкай был создан мастером Масутатсу Оямой, родившимся в 1923 году в Корее. В конце 30-х годов его семья переехала в Японию и поселилась в Токио, и Масутатсу, изучавший на родине китайские стили, стал учеником Фунакоси и вскоре получил в его школе второй дан. Во время службы в армии он продолжал упорно тренироваться, изучив за это время стиль Годзю-рю, а в 1947 году стал победителем первого в Японии турнира по каратэ-до.
   В 1948 году Ояма ушел в затерянный в горах буддийский монастырь – причиной этого стало его разочарование в человеческой природе, а так же драматические события в его родной Корее. О том периоде его жизни сложено не мало легенд – он тренировался там в одиночку, сражался с дикими зверями голыми руками, крушил скалы и рубил деревья. Именно в монастыре у него родилась идея создать Кёкусинкай – жесткий стиль с методикой подготовки, в которой большое внимание уделяется разбиванию предметов.
   В 1951 году Ояма вернулся в большой мир и занялся пропагандой своего стиля, устраивая показательные выступления в Японии и за рубежом. Пропаганда была более чем впечатляющей – невысокий, мощный, буквально квадратный Ояма на глазах изумленной публики сокрушал доски, кирпичи, черепицы и даже такие предметы, которые по природе своей биться не должны. Он устроил бой с быком, отрубив ему рог ударом ребра ладони и убив 600-килогрммаовое животное кулаком.
   А в 1957 году скончался Фунакоси. В Сюри ему был поставлен памятник, на котором высекли его слова: "Каратэ-до несовместимо с агрессией".
   "Однажды Гичин Фунакоси пришел на занятия в кимоно с белым поясом. Ученики бросились опрометью в раздевалку и через несколько минут появились на татами с такими же поясами, ожидая похвал учителя. Но не дождались – Фунакоси, раздосадованный слепым подражанием, выгнал их из зала, потому что они не поняли его. Не поняли, что он, которого по праву считали величайшим мастером и Учителем, надел белый пояс ученика не из прихоти, не из самоуничижения, не из скромности, а потому, что вышел на новый виток не имеющей конца спирали, на новую ступень скрывающейся в облаках лестницы. Ибо путь познания себя и окружающего, "путь пустой руки" бесконечен. И пределов совершенству не существует…"




НАЗАД НА ГЛАВНУЮ
Сайт управляется системой uCoz