Истоки и развитие каратэ-до.


   Родиной каратэ стал архипелаг Рюкю, а точнее – его главный остров Окинава, который установил экономические связи с Китаем раньше, чем с Японией. Остров был самостоятельным и независимым, но постоянно подвергался нападениям китайских и японских пиратов, а иногда и регулярных войск и, в конце концов, вынужден был выплачивать дань обоим грозным соседям.
   Но влияние Китая было сильнее, тем более что на острове была целая колония переселенцев из Поднебесной, которые, по-видимому, и познакомили жителей острова со своими боевыми искусствами. Некоторые окинавцы даже стали ездить в китайские монастыри, в том числе и в Шаолинь, "на стажировку" и, вернувшись, положили начало развитию на острове Шаолинь-су цюань-фа, а позднее и ряду других стилей и направлений. Такая тяга к боевым искусствам у окинавцев объяснялась тем, что на острове постоянно шли вооруженные столкновения между правителями разобщенных районов, а простому люду иметь оружие было запрещено. Первый такой запрет был провозглашен в XV веке князем Сё Хайси, подчинившим себе весь остров, а позднее и архипелаг.
   С приходом к власти Сё Хайси на Рюкю стала процветать религия миролюбия – буддизм, что привело к упадку обороноспособности, и в самом начале XVII века, в 1609 году, архипелаг был без особого труда захвачен войсками японского князя Симадзу из клана Сатсума. Окинавская армия была распущена, а все оружие конфисковано в результате "катана кари" - "охоты за мечами", объявленной японцами. Ни один житель под страхом мучительной казни не мог иметь оружие, было запрещено изготовление даже церемониальных мечей, в деревнях единственные топор и нож приковывали на цепь и выставляли для охраны нескольких вооруженных солдат.   По отношению к местному населению оккупанты вели себя не очень корректно, и число недовольных ими равнялось числу жителей Рюкю. Назревало восстание, и мастера рукопашного боя начали в срочном порядке обучать горожан и крестьян своему умению. К тому времени искусство борьбы на Окинаве было уже достаточно развито, и в XVI веке сложились три основных направления – сюри-тэ, в основе которого лежала шаолиньская школа, наха-тэ, созданная на базе южнокитайских стилей, и томари-тэ, представляющая собой комбинацию двух первых направлений.
   Мастеров высокого уровня на Окинаве было не так уж много, а задача стояла серьезнейшая и труднейшая – за минимальный срок подготовить максимальное количество умелых бойцов. Именно это и определило своеобразие «Окинава-тэ» - искусство «окинавской руки», которое иногда называли «школой в зарослях». Впрочем, называть его искусством было бы не совсем верно – больше всего в Окинава-тэ ценилась хорошая техника, а о философии, самосовершенствовании, самопознании речь не шла – не до того было. Естественно, для выполнения такой задачи из китайской техники были отобраны наиболее эффективные приемы боя, которые стали базовой техникой Окинава-тэ. Тренировки проводились в основном по ночам, в горах и лесах, но крестьяне могли самостоятельно тренироваться и днем – например, "набивать" ударные части рук и ног. И доводили их до такого состояния, что ударом кулака или ноги убивали облаченного в доспехи самурая, разваливали его шлем или панцирь, а уж об ударах в незащищенные части тела и говорить было нечего. Естественно, они учились действовать не только против невооруженного соперника (застать самурая врасплох, без оружия, было нелегко, хотя и в этом случае он был опасным противником – техника джиу-джитсу давала ему преимущества, и немалые, в рукопашном бою с обычным бойцом, но не с мастером "школы в зарослях" - борцовские приемы джиу-джитсу оказывались бессильны против ударной техники Окинава-тэ), но и против вооруженного – они легко уходили от ударов меча, а их ответные удары были не менее смертоносными. В современном каратэ-до сохранились формальные упражнения (ката), в которых выполняющий их демонстрирует бой против одного или нескольких человек с мечами.
   Кстати, в бою восставшие применяли не только кулаки и ноги. Грозным оружием в их руках стали сельскохозяйственные орудия – кама (серпы), нунчаку, использовавшиеся для обмолота риса, саи, которыми взрыхляли почву, другие подручные средства – бо (шесты), Джо (посохи). Упражнения с этим традиционным оружием Окинава-тэ и сегодня изучаются в каратэ-до.
   С разгромом восстаний – а на это у самураев ушло порядка ста лет – Окинава-тэ не исчезло, оно продолжало развиваться, обогащаться новыми приемами – как собственного изобретения, так и китайскими и японскими, заимствованными из джиу-джитсу. Некоторые мастера продолжали ездить за знаниями в Китай, приезжали на Окинаву и китайские мастера – так, в середине XVIII века здесь побывал китаец Кусанку, который познакомил желающих со своим стилем. В честь его названо одно из ката.
   Постепенно занимающихся Окинава-тэ становилось все меньше, особенно когда оно полностью утратило прикладное значение, но, даже лишившись широкой популярности, школа все равно продолжала совершенствоваться.
   В конце XIX века Окинава официально была признана японской провинцией, и ее жители призывались в армию так же, как и японцы. На призывных пунктах стали замечать, что окинавцы, занимавшиеся рукопашным боем (хотя было их не так уж много), выгодно отличаются от остальных призывников атлетическим сложением и пропорционально развитой мускулатурой. И в 1902 году министерство образования Японии приняло решение о включении Окинава-тэ в школьную программу как универсального средства физического воспитания. Так началось знакомство японцев с Окинава-тэ – ведь до этого лишь единицы были знакомы с ним, например несколько морских офицеров, которые, находясь на Окинаве, могли понаблюдать за тренировками.




НАЗАД НА ГЛАВНУЮ
Сайт управляется системой uCoz